Количество часов: 36
Программа адресована специалистам со средним профессиональным или высшим образованием, а также лицам, получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование, ориентированным на осуществление педагогической деятельности в организациях дошкольного, среднего, высшего и дополнительного образования.
Целевая аудитория – специалисты, организующие и реализующие методическую работу в образовательных учреждениях разных типов и уровней: заместители руководителя по учебной работе, руководители методических служб, объединений и предметных секций, председатели научно-методических советов и комиссий, преподаватели.
Программа направлена на приобретение слушателями новых и совершенствование ранее освоенных компетенций в области методической работы, необходимых для обеспечения эффективной реализации образовательно-воспитательного процесса, просветительской и культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях всех уровней.
В результате освоения программы слушатели смогут:
ориентироваться в нормативно-правовом регулировании методической работы образовательной организации;
обновить знания в области современных педагогических технологий; принципов, цели, задач, направлений и содержания методической работы;
выбирать оптимальные формы организации методической работы;
эффективно организовывать работу методических объединений, предметных секций и индивидуальную методическую работу преподавателей;
овладеть методическими основами построения учебного занятия; навыками проектирования образовательных программ;
результативно осуществлять консультирование молодых преподавателей;
ориентироваться в цели, задачах, порядке аттестации педагогических работников; оказывать действенную методическую помощь в подготовке аттестационных документов и формировании портфолио;
оказывать действенную методическую помощь преподавателям в создании предметно-развивающей среды в соответствии с санитарно-гигиеническими, психолого-педагогическими и эстетическими требованиями;
Нормативно-правовые основы методической работы в образовательной организации.
Виды, сущность и методы педагогических технологий (развивающего, личностно-ориентированного, проблемного обучения; развития критического мышления; педагогических мастерских; проектной деятельности; коллективного взаимообучения; решения интеллектуальных задач; дидактических игр).
Методическая работа: принципы, цель, задачи, направления и содержание.
Формы организации методической работы (выбор и обоснование единой научно-методической темы образовательной организации; планирование работы методического совета и методических объединений; диагностика профессионального уровня преподавателей; единый методический день; проблемные семинары и практикумы; школа молодого преподавателя; школа передового опыта; индивидуальная работа с преподавателями; открытые и показательные занятия; творческие отчёты; предметные недели; научно-педагогические конференции и педагогические чтения; ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры; моделирование и анализ педагогических ситуаций; педагогические консилиумы и др.).
Организация деятельности методических объединений и предметных секций (ознакомление преподавателей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями; изучение инновационных программ и методик; составление рекомендаций, памяток; обсуждение проблем преемственности и межпредметных связей; организация целевых взаимных посещений занятий; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; организация наставничества и др.).
Содержание и организация методической работы преподавателей (изучение и анализ примерных и авторских программ; разработка рабочих программ, учебно-тематических планов с учётом особенностей возраста и состава обучающихся; планирование воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; изучение индивидуальной методической темы; анализ, обобщение и представление собственного педагогического опыта; подготовка конспектов, создание методических разработок; корректировка и адаптация имеющихся методических разработок; участие в исследовательской и проектной деятельности, профессиональных и творческих конкурсах; презентация результатов методической деятельности в виде отчётов, рефератов, статей, выступлений).
Методические основы построения учебного занятия (требования к формулировке целей и задач; критерии их достижения; требования к отбору содержания; реализация основных структурных элементов занятия; типы учебного занятия; методы, средства и формы организации учебной деятельности обучающихся; виды и типы анализа учебного занятия).
Принципы и этапы проектирования образовательных программ (ориентация на потребности общества и личности; учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; системность; учёт реальных возможностей и условий обеспечения программы материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами; этапы проектирования; структура; требования к содержанию и оформлению).
Консультирование молодых преподавателей (основные методы построения занятия; отбор содержания; определение структуры занятия; оформление тематического плана, классного журнала; проверка тетрадей, работ; планирование внеучебной деятельности обучающихся; работа с родителями и др.).
Аттестация педагогических работников (цель, задачи, порядок; виды портфолио; структура и содержание методического портфолио).
Создание предметно-развивающей среды в кабинете, мастерской, лаборатории (факторы и составляющие предметно-развивающей среды; требования к предметно-развивающей среде: санитарно-гигиенические, психолого-педагогические и эстетические).
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца