1 июня в день празднования 50-летия хора «Радость» в наш регион прибыл пианист и композитор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2020), член Союза композиторов России, член Союза композиторов Республики Татарстан, лауреат премии имени Д. Сиразиева Эльмир Низамов. Поводом для визита стало исполнение девушками сочинения для хора с органом, созданные при поддержке Союза композиторов России по программе творческих заказов «Ноты и квоты» номинации «Создание произведений для большого ансамбля». Композитор написал «Шесть хоров» по аналогии с С. Рахманиновым на стихи поэтесс А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Ахмадуллиной, Ю. Жадовской и других авторов.
Три причины почему
Что повлияло на то, что вы создали произведение для юных хористок?
Во-первых, меня подтолкнула к работе над циклом художественный руководитель хора «Радость» Евгения Васильевна Синиченкова. В прошлом году, по приглашению Евгении Кривицкой, я приехал в Калининград. Здесь исполняли мой небольшой вокализ для сопрано, детского хора для органа и оркестра «Мольба». И это так органично прозвучало в Кафедральном соборе, так понравилось, что зародилась идея. Спустя время Евгения Васильевна мне позвонила, рассказала, что они хотели, чтобы я написал произведение специально для их коллектива. Какой-нибудь хоровой сиквел.
Меня это тронуло. Я подумал о том, что очень люблю хор: сам в детстве пел в нем несколько лет. И я помню, когда мы интересовались разной очень хорошей хоровой музыкой, исполняли С. Рахманинова. И в прошлом году «Радость» тоже пела его «Шесть хоров». И тогда я решил, что подобно Рахманову я напишу свои «Шесть хоров».
Я не упустил возможность, в этот момент возникла еще третья причина. Есть такой грант Союза композиторов России, который называется «Ноты и квоты». И как раз это были те недели, когда подавали заявки. Все сложилось! И я ей об этом рассказал. Они подали заявку. Им этот грант выделили. И, собственно говоря, вот во второй половине 2023 года я писал это произведение.
О чувствах при создании «Шести хоров»
Расскажите о процессе, каково это было? Что было импульсом, кто вдохновлял?
Ну, во-первых, я сразу задумался, на какие тексты я должен написать эти хоры. И я задумался над тем, что...женщины особенно тонко чувствуют мир ребёнка. И я решил, что возьму-ка я стихотворения великих русских поэтесс. Я очень люблю лирику А. Ахматовой, М. Цветаевой, З. Гиппиус. Стал погружаться в литературу, в процессе открыл для себя Б. Ахмадулину. Большую часть времени я потратил на поиск литературного материала. Я много перечитал лирики, и мне хотелось найти такие стихотворения, которые бы, с одной стороны, хорошо ложились на музыку. Но и с другой стороны, были очень уместны для детского хора, чтобы из уст детей эти слова могли очень органично звучать. И чтобы это было глубоко, чтобы это было интересно.
Когда отобрал произведения, я уже начал писать музыку. Мне хотелось сделать ее очень понятной детям, с какой-то изюминкой, оригинальной, со своим началом, чтобы хор мог себя показать, а также, чтобы полифония и орган могли звучать полноценно. И, конечно, то, что это прозвучало в Кафедральном соборе, то, что эта музыка звучала с органом, тоже очень сильно меня вдохновляло. Я понимал, что это самый большой орган в России, что это находится в некогда католическом месте, что все звучит здесь особенно сакрально. Это разжигало во мне желание писать музыку не смотря на ограниченные средства, сроки и небольшой диапазон для удобства пения юными исполнительницами.
Создавал, полагаясь на композиторскую интуицию, старался ощутить эмоции, ведь все мы когда-то были детьми. Могу отметить, что это был даже больше мой опыт: будучи взрослым, я видел себя ребенком. Это сильно во мне отзывалось.
О других направлениях творчества
Вы пишите не только для хора, но и для театра и кино. Где еще вы себя проявляете?
Да, позволяю себе разные эксперименты. В плане композиционного творчества я стараюсь заниматься самым широким спектром. Я очень люблю театральную музыку, пишу оперу и балет. Симфоническую музыку, конечно, я очень сильно люблю. Мне очень близка песенная культура. Поэтому как-то стараюсь себя проявлять в разных сферах, и эти сферы, с одной стороны, они очень разные, а с другой стороны, они меня как бы заставляют все время быть в таком тонусе, переключаться, они меня обогащают.
О Калининграде и мироощущении в мультикультурном регионе
Сможете описать, как звучит Калининград?
Калининградская область – это и Россия, и Европа. Все настолько переплетено! Ну, конечно, если мы говорим про звучание Калининграда, первое, что приходит на ум музыканта, это, конечно, звучание именно органа.
Потому что здесь и Кафедральный собор роскошный, один из самых красивых, наверное. И подобных кирх здесь много. Мне кажется, вот эта вот культурой музицирования, духовного мировосприятия действительности пропитана эта земля. Тут переплетается и мощь органа и сила человеческого голоса. Вот так во мне откликается Калининград.
Рассчитываете ли зарядиться энергией у нас регионе? Например, посетить Куршскую косу?
Впервые планирую именно прогуляться по Светлогорску – самому медленному городу России. Мне нужно сейчас замедлиться. Впервые был там 10 лет назад. Знакомство с регионом началась с него. Я прилетел в аэропорт, меня встретили, повезли. Мы едем, едем. Какие-то там леса прошли. Я говорю: «А город скоро?» А мне, мол, мы в городе уже. И у меня было ощущение, что это не деревья среди домов, а это дома среди деревьев. Вот такое у меня осталось впечатление о Светлогорске. Городе – санатории.
Напутствие «Радости»
Можете ли какие-то пожелания оставить для хора «Радость», в честь его 50-летия?
Знаковое событие. Это такой парадокс. Ты смотришь на хор, а там стоят дети 10-14 лет. А самом хор пятый десяток разменял. И столько поколений прошло через него, столько талантов.
Я хочу пожелать горящих глаз детям и руководителю. Очень энергичная у них Евгения Васильевна, это дорогого стоит! Как можно больше интересных концертных программ, разной музыки: классической, современной, экспериментов (в хорошем смысле этого слова). И, конечно, как можно больше публики.
Пусть хор несёт как можно больше радости в этот мир. Это самое главное!
Об эстраде
Вопрос «с перчинкой»: как вы относитесь к современной музыке?
Отечественная эстрада у нас очень разная. Ну, в целом отношусь очень хорошо. Потому что это музыка нашего времени, это то, что нас... сотворяет. Вопрос в том – нравится или нет, а также почему. Но мне кажется, мы живем в той эпоху, где очень много хорошей эстрадной современной музыки. Конечно, ее очень много: одна – проходная, другая – фоновая, а третья – настоящая, что цепляет, трогает.
Что играет чаще всего у вас в наушниках?
Чаще играем моя музыка. Это не связано только с тем, что я только себя люблю, очень часто отслушиваю, анализирую, особенно если это касается каких-то записей. Изучаю как это записано, как сведено, как исполнено. А если говорить вообще о музыке, слушаю разную музыку. Мне ближе джаз, фанк, соул, спиричуэлс. Я очень люблю все, что относится к музыке африканской и берет истоки оттуда. Мне нравится и фольклор, причем очень разный. Русский, татарский (мой родной фольклор), вообще мировой фольклор. Мне кажется, это такая кладезь, которая очень вдохновляет меня.
Я помню, когда я учился в консерватории, я ездил из общежития в нее. Там около 25 минут был путь на автобусе. И я слушал «Пятый» фортепианный концерт С. Рахманинова, он идеально подходил по продолжительности.
Можете ли сделать прогноз на будущее, что из современного станет классикой?
Ой, это очень трудный вопрос. Мне кажется, станет классикой то, что очень сильно трогает людей сегодня. Прошли те времена, когда музыка, условно говоря, сейчас не признана, и завтра ее откроют заново. Мне кажется, чтоб музыка стала классикой, она уже сегодня должна трогать слушателя. Талантливые произведения станут классикой.
Коротко о планах на будущее
Что дальше, чем планируете заниматься?
Композиторы – люди суеверные, планами делиться не очень легко. Сначала нужно сделать, поэтому буду работать. Сейчас у меня несколько произведений в процессе. Лучше о ближайших личных планах скажу. Летом хочется и отдохнуть, и потрудиться, и набраться сил на грядущий год.